Знакомство с древней восточной философией – познавательное и увлекательное занятие. Неповторимость и особый стиль мышления интересен не только ученым-исследователям, но и обычному человеку. Логика китайских мыслителей прошлого уникальна. Изучая ход размышлений того или иного философа Древнего Китая, можно сказать, что эти особенности мировоззрения и есть черты народов Востока. Стоит отметить, что неповторимость китайской философии заключается в ее неразрывной связи с культурой и традициями. Философские идеи, возникшие не одно тысячелетие назад, до сих пор оказывают влияние на процессы, происходящие в мире.
Ярким примером оригинальности философских воззрений Древнего Китая можно назвать учение Лао Цзы, появившееся на рубеже I-II веков
Главной идеей философии Лао Цзы является категория “Дао” (великий путь). Размышления этого выдающегося философа положили начало новому направлению китайской философии – даосизму. Дао, по мнению Лао Цзы, выступает основой всех вещей, началом неба и земли. И познать тайну Дао человеку можно лишь в процессе созерцательности, самоуглубления. Кстати, призыв к самопознанию характеризует большинство философских систем Востока. Вопрос же о причинах появления Дао Лао Цзы даже не рассматривается, так как эта первооснова всего сущего невыразима словами.
По пути Дао развивается Космос. Однако это развитие должно происходить естественно, преднамеренная активность опасна – так говорил Лао Цзы, афоризмы которого помогают понять суть данного учения. Например, “Все существующее – это бесконечный поток естественного развития” – эта мысль полностью раскрывает смысл практической философии Лао Цзы. Цитаты Лао Цзы, дошедшие до современности, имеют бесценное значение для понимания мировоззрения эпохи Древнего Востока.
В центре внимания даосизма находится, прежде всего, природа, а также космос и человек. Мир пребывает в постоянном изменении, развивается спонтанно без каких-либо причин. Полнота жизни человека, согласно даосизму, заключается в его единстве с природой. Любой человек – часть природы.
Рекомендации в отношении управления государством, представленные в учении Лао Цзы - цитаты его работ практически значимы для понимания политики Древнего Китая. “Тот, кто находится у власти и уважает своих подданных, тот должен быть бездеятельным”, “Главная добродетель – воздержание” – это те самые идеи Лао Цзы, его афоризмы, подтверждающие особое мировосприятие и мироощущение китайских мыслителей. Люди не должны вмешиваться в естественные процессы мироздания, разрушать естественную гармонию, ведь тот, кто действует, неизбежно потерпит неудачу. Именно поэтому мудрецы, согласно Лао Цзы, бездеятельны – они знают путь к постижению истины. Когда все станут бездеятельными, на свете наступит полное спокойствие, а значит гармония – то, к чему должен стремиться каждый.
Разумеется, все эти размышления своеобразны и достаточно сложны для осознания современным человеком. Но, тем не менее, читая древние труды китайских мыслителей, безусловно, можно понять одно – все они стремились к познанию гармонии природы и человека, их учения направлены на совершенствование духовного содержания личности. И Лао Цзы справедливо полагает, что нельзя усиливать технологические возможности человечества без формирования высокого нравственного и этического уровня людей. Несмотря на утопичность и иногда даже абсолютную нереальность некоторых философских концепций, значимо и ценно то, что и Лао-Цзы, и Конфуций, и многие другие китайские мыслители обратили свой взор на реальные проблемы общества и человека той эпохи.
добавить комментарий