В поисках философского камня

 
Каббалисты и алхимики верили в существование жизненной силы, которая пропитывает всю материю и которую нельзя уничтожить, но можно лишь преобразовать. Эту легендарную субстанцию они называли «философским камнем» и все свои усилия употребляли на его поиски. Алхимики полагали, что с его помощью они смогут сделать из неблагородных металлов золото, исцелять от всех болезней и даже даровать вечную молодость

Поиски привели одних алхимиков к открытиям, которые легли в основу современной химии, других - к параллельной науке, так называемой духовной алхимии. С ее помощью человек мог преобразовать свои низкие потребности в высокие чувства. В XX веке Юнг увидел в алхимии предшественницу не химии, но психологии.

Секреты средневековых алхимиков до сих пор не открыты. Один великий алхимик сказал, что если человек не является Магом, т. е. не владеет духовной алхимией, он не сможет получить золото в реторте. А для некоторых алхимиков поиски легендарной субстанции стали настоящим роком: они привели их к нищете или смерти как наказанию за занятия колдовством.

Слово «алхимия» происходит от арабского ал хем (Кем - древнее название Египта), что означает «искусство Египта». Поэтому не вызывает сомнений, что древнейшие алхимические тексты, которые датируются III - II веком до н. э., египетского происхождения. В них приводится система соответствий планет с минералами и металлами, в которых воплощены их основные свойства. Например, Юпитер соотносится с оловом, Меркурий - с ртутью, Луна - с серебром, Солнце - с золотом. Клеопатра, которую мы знаем как египетскую царицу и жрицу любви, обучалась у Мемфисского жреца Камория «божественному и священному искусству камня философии».

По мнению древних алхимиков, если сделать смесь серебра или ртути и «философского камня», а потом нагреть, то получится настоящее золото. В это поверили даже такие ученые, как Авиценна, Лейбниц, Фрэнсис Бэкон и Спиноза.

Роджер Бэкон по настоянию Папы Римского написал лично для него трактат «Зеркало алхимии». В своем трактате Бэкон доказывал, что природа имеет целью достижение совершенства, то есть золота.

Вера в искусственное получение золота была настолько велика, что английский король Генрих VI собрал при своем дворе алхимиков, которые день и ночь трудились над изготовлением «философского камня».

В семнадцатом веке многие изучали химию с одной-единственной целью: обогатиться.

Алхимик Александр Ситоний завещал перед смертью часть «философского камня» ученику, поляку Сендзивому. Однако секрет его изготовления он унес с собой в могилу. Говорят, что поляк воспользовался несколькими крупицами этого «камня». Будучи в Праге, он передал остатки состава Рудольфу II, и тот превращал ртуть в золото.

Согласно историческим хроникам, английский король Генрих VI и французский Карл VII благодаря алхимикам спасли плачевное финансовое положение своих стран. Поэтому неудивительно, что по всей Европе за приверженцами алхимии началась настоящая охота. Судьба Александра Ситония - алхимика XVI века - очень показательна в этом отношении. Однажды, по пути из Рима в Германию, с ним встретился профессор Вольфганг Аейнхейм, который считал алхимию лженаукой. Чтобы не тратить лишних слов, Ситоний пригласил его на опыты в свою лабораторию. Интересно, что сам алхимик не притрагивался к порошкам и не подходил к ретортам. Он лишь давал указания своему помощнику и скептически настроенному профессору. Тем не менее, комната оказалась почти наполовину заполненной золотом.

Весть об опытах Ситония дошла до императора Рудольфа II. Император пригласил к себе ювелира, которому Ситоний оставил кусок «философского камня».

Ювелир совершил превращения и довольно быстро израсходовал весь имевшийся у него запас. Однако рецепта изготовления волшебного порошка он не знал. Рудольфа II такое положение дел явно не устраивало. Он повелел посадить ювелира в подземелье, где тот должен был сидеть до тех пор, пока откроет секрет рецепта.

Сам Ситоний почти полностью повторил судьбу несчастного ювелира: оказавшись при дворе курфюрста Саксонии Христиана II, он узнал сначала почести и внимание, а затем тюрьму и пытки. Величайший ученый скончался в 1604 году, так и не открыв своей тайны.

добавить комментарий

Комментарии
Еще никто не оставил комментариев
Добавить комментарий

Отправка комментарие отключена